В регионе Южной и Юго-Восточной Азии многоязычие является нормой жизни,
и это служит причиной возникновения довольно удивительных лингвистических
конвергенции. Проникнув в Южную Азию, индоевропейские языки встретились
там с дравидийскими и аустроазиатскими языками. Некоторые языковые семьи
Юго-Восточной Азии смешались под воздействием Китая. Многочисленные диалекты
китайского языка, одного из многотональных языков региона, имеют носителей
больше, чем любой другой язык мира; кроме того, китайский язык наверняка
является самым непонятным языком в мире.
Тибетцы, живущие в самом малонаселенном регионе Китая. Тибетский
язык, на котором говорит около 4 миллионов человек, имеет долгую литературную
традицию, первые письменные памятники на тибетском языке относятся к 600
г н.э.
Языки, распространенные на территории Южной и Юго-Восточной Азии, отражают
древнюю историю этого региона и свидетельствуют о большой плотности населения.
Несмотря на то, что здесь представлены языки многих языковых семей, эти
языки не так сильно различаются между собой, как можно было бы ожидать,
во многом благодаря наличию в них общих черт, сформировавшихся в результате
контактов между носителями, которые продолжаются вот уже не одно поколение.
Языки Южной Азии имеют SOV порядок слов в предложении и ретрофлексивные
согласные звуки, то есть звуки, образованные путем подъема и загибания
кончика языка назад за твердое небо. Языки Юго-Восточной Азии принадлежат
к языкам изолирующего типа, в них грамматические понятия выражены отдельными
словами, которые нельзя расщепить на более мелкие смысловые единицы. В
этих языках мало флексий, много именных классификаторов, и для различения
слов используется тон. За общими чертами, обусловленными территориальной
близостью этих языков, становится неясным, каковы же генетические связи
между этими языками, которые иногда так и остаются нераскрытыми.
Это языковое древо изображает две основные языковые семьи Южной Азии.
Чтобы выяснить генетические связи этих языков с другими индоевропейскими
языками, вернитесь на страницу 40.
Индийский субконтинент отделен от остальной Азии Гималаями. В Гималайских
горах встречаются индоиранские и тибето-бирманские языки, а бурушаски —
это единственный живой язык, принадлежащий одной из более древних языковых
семей.
Индийские и дравидийские языки
На территории Южной Азии господствуют две языковые семьи — индоиранская
и дравидийская. Кроме того здесь распространено много более мелких языковых
групп, говорящих на тибето-бирманских языках и на языках мунда. Языки индоиранской
ветви индоевропейской языковой семьи занимают большую часть Индии, Пакистан
и Бангладеш, а также распространены на большей части Шри-Ланки и в Гималаях,
в королевстве Непал.
В Индии и Пакистане индийские (или индоарийские) языки вступили в контакт
с дравидийскими языками, из которых они взяли такие характерные черты,
как ретрофлексивные согласные и строго финальную позицию глагола в предложении.
В свою очередь дравидийские языки заимствовали из индийских словарь. В
тамильском языке много заимствований из санскрита, как, например, слово
padam,
"ступня" (родственное латинскому слову
pedal).
Основные языки индийской группы, на которых говорят в Индии, — это хинди,
урду, панджаби, синдхи, бенгали, гуджарати, маратхи, бихари и ассамский
язык. Хинди и урду, официальные языки Индии и Пакистана, на самом деле
являются диалектами одного языка и имеют общую разговорную форму — хиндустани,
которую пропагандировал Ганди в качестве силы, объединяющей нацию. Однако
некоторые индусы были против навязывания хинди/хиндустани, поэтому в роли
"лингва франка" продолжал выступать английский язык. Индия, в которой существует
приблизительно 200 автохтонных языков, проводит триязычную политику, в
соответствии с которой дети учат в школах наряду с хинди и английским свой
родной язык.
Несмотря на то, что урду является официальным языком Пакистана, большое
число пакистанцев говорит на других индийских языках, таких как панджаби
и синдхи, или на иранских языках — белуджском (балучи) и пушту. Буру-шаски,
изолированный язык, распространенный в Каракорумах на северо-западе Пакистана,
не имеет генетического родства ни с одним из известных языков мира. В королевстве
Непал, расположенном в Гималаях, основными языками считаются непальский
(непали), принадлежащий к индийской ветви, и неварский (невари), принадлежащий
к тибето-бирманской ветви, в то время, как в соседнем Бутане в качестве
"лингва франка" выступает язык дзонг-кэ (или иначе бхотия), являющийся
разновидностью тибетского языка. В Бангладеше доминирует бенгали — один
из основных индийских языков. Южную и восточную часть Индии занимают дравидийские
языки, хотя из того, что один изолированный дравидийский язык, брахуи,
встречается в Пакистане, можно предположить, что до индоевропейской языковой
экспансии они были распространены на территории всего региона. Это языки
агглютинативного типа, в них много согласных, а число падежных форм может
доходить до восьми. Основными дравидийскими языками являются каннада, малаялам,
тамильский и телугу; каждый язык имеет свою древнюю литературную традицию
и каждый считается официальным языком в одном или нескольких штатах Индии.
В Шри-Ланке сингальский язык индийской группы сосуществует с дравидийским
тамильским языком, хоть и не без некоторых сложностей.
Голова золотой статуи Будды из Таиланда. Буддизм возник около 2500
лет назад на северо-востоке Индии, его основателем считается Сиддхартха
Гаутами (563-483 гг. до н.э.). Затем учение распространилось по территории
Южной и Юго-Восточной Азии, принеся в языки Таиланда и Камбоджи многочисленные
заимствования из санскрита.
Языки мунда распространены в высокогорных районах северо-восточной Индии.
Они являются дальними родственниками кхмерскому и вьетнамскому языкам,
но подверглись влиянию соседних индийских языков. Основные представители
этой группы языков — языки сантали и мундари.
Бурушаски — это единственный язык, генетические связи которого неизвестны,
на нем говорит около 50000 человек, проживающих в отрогах Каракорума на
севере Пакистана. Это язык эргативного строя со сложной системой префиксов
и суффиксов, в котором также присутствует тон. Происхождение и генетические
связи языков, распространенных на Андаманcких островах, остаются неизвестными.
Они не имеют общих черт ни с одним из материковых языков и могут иметь
родство с языками Новой Гвинеи.
Индийская богиня Сарасвати, которой приписывают изобретение письменности
и алфавита.
"Тамильские Тигры" Шри-Ланки ведут партизанскую войну против сингальского
большинства. Они добиваются установления независимого Тамильского государства.
ЮЖНАЯ_АЗИЯ
На территории Южной Азии преобладают языки индоиранской ветви индоевропейской
языковой семьи. На юге говорят на дравидийских языках, в то время как на
северо-востоке есть зоны распространения аустроазиатских и сино-тибетских
языков. Большинство жителей Индии говорит на двух-трех языках, а хинди
и английский они изучают в школе. На карте изображены зоны распространения
основных языков каждой языковой группы.
САНСКРИТ
Подобно латыни, являющейся праматерью сех западно-европейских языков,
санскрит ежит в основе всех языков Южной Азии. Несмотря на отчасти искусственную
и литературную форму, он считается источником всех индийских языков, его
словарь глубоко проник в языки таких восточных стран, как Таиланд и Лаос,
подобно тому, как латинские слова просочились в английский язык и другие
европейские языки. Культурная ценность санскрита вытекает из того, что,
как и латинский язык, он является языком культа: само название "санскрит"
означает "очищенный". Сэр Уильям Джоунз, который первым выделил семью индоевропейских
языков, писал о санскрите так: "У него удивительная структура; более стройная,
чем в греческом, более богатая, чем в латыни и более совершенная, чем в
обоих этих языках". Например, если в латинском языке шесть падежей, в санскрите
их восемь:
номинатив
devas
Бог
датив
devaya
Богу
вокатив
deva
О, Боже
аблатив
devat
от Бога
аккузатив
devam
Бога
генетив
devasya
Бога
инструменталис
devenа
Богом
локатив
deve
с Богом
Для записи текстов на санскрите обычно используется письмо деванагари
("письмо обители богов", в названии которого содержится корень
deva-,
как
в английском слове
"devine",
"божественный"). Тексты на санскрите,
самые древние из которых датируются 1500 г. до н.э., служат основным источником
для реконструкции индоевропейского праязыка. Среди памятников литературы
на санскрите — "Веды", эпическая поэма "Рамаяна" и труды Панини по грамматике,
в которых были предвидены многие концепции современной лингвистики.
На этом фрагменте страницы из учебника по санскриту для старших классов
представлено спряжение некоторых глаголов. И хотя в настоящее время санскрит
используется только в качестве языка культа, он является одним из официальных
языков Индии.
Юго-восточная Азия
Материковые страны Юго-Восточной Азии образуют различные лингвистические
ареалы: большинство языков имеют SOV порядок слов в предложении и принадлежат
к изолирующему типу языков, в которых большая часть слов состоит из одного
единственного слога. Многие такие языки также известны тем, что в них для
различения слов используется тон, то есть высота произношения слога, от
которой зависит значение слова: в мандаринском наречии слово
zhu
(высокий
тон) значит "свинья",
zhu
(нисходяще-восходящий тон) значит "владыка".
Традиционно тона делятся на регистровые, которые бывают высокими, низкими
или средними, и контурные (нисходящие или восходящие, нисходяще-восходящие
или восходяще-нисходящие). Под тоном можно также подразумевать определенный
тембр голоса, как в случае со "скрипучими звуками" в бирманском языке и
"придыханием" в языке хмонг.
Культура Китая и Индии, наряду с их религиями — конфуцианством и буддизмом,
— оказывают существенное воздействие на языки стран Юго-Восточной Азии.
Заимствования из китайского можно встретить в большинстве языков этого
региона, а слова из санскрита в тайском (сиамском) и кхмерском языках.
Китайской письменностью пользуются или же пользовались раньше многие языки,
не принадлежащие сино-тибетской языковой семье, в частности, вьетнамский,
японский и корейский, а система письма, возникшая в Индии, лежит в основе
тайской и тибетской письменностей.
Тамилец, сборщик ноя из Шри-Ланки. Тамильский язык, принадлежащий
к дравидийским языкам, распространен на Шри-Ланке и в юго-восточном штате
Индии Тамилнаде.
Мон-кхмерские языки
Мон-кхмерские языки, наряду с языками мунда, распространенными в северо-восточной
части Индии, принадлежат к аустроазиатской языковой семье. Большая территориальная
разбросанность этих языков может свидетельствовать о том, что некогда они
занимали обширную зону на юго-восточном азиатском континенте, но были разделены
из-за продвижения на юг народов, говорящих на тайских языках. Тайскими
языками называется языковая семья, к которой принадлежит тайский
(или иначе сиамский) язык. Самыми известными представителями этой семьи
являются вьетнамский и кхмерский языки, на которых говорят также в Камбодже.
Монский язык — язык древней цивилизации, существовавшей в Таиланде, в настоящее
время встречается на юге Мьянмы (бывшей Бирмы), в северо-восточной части
Таиланда и вдоль границы между Китаем и Вьетнамом. На аслианских языках
(языках семанг-сакай) говорят во внутренних районах п-ова Малакка (Малайзия).
Несмотря на то, что по своему типу эти языки похожи на китайский и соседние
тайско-кадайские языки, наличие в мон-кхмерских языках тона не является
обязательным: видимо, во вьетнамском языке тон развился относительно рано
под влиянием китайского и/или тайских языков. Во многих мон-кхмерских языках
различается скорее тембр, чем тон — отдельные гласные звуки произносятся
низким, "скрипучим" голосом.
Чжуанская женщина с ребенком из города Ианьин, Гуанси-Чжуанский автономный
район, Южный Китай. Чжуанский язык имеет свою собственную письменность
на основе латинской графики; на 1982 год насчитывалось 13 миллионов носителей
этого языка.
Генеалогическое древо аустроазиатских языков. Отдельные языки рассеяны
по обширной территории Юго-Восточной Азии.
Женщина народности дон в национальном костюме.
Традиционное жилище народа хмонг.
ЯЗЫКИ МАТЕРИКОВОЙ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Языки материковой Юго-Восточной Азии относятся к четырем разным группам:
тибето-бирманской, тайско-кадайской, мон-кхмерской и хмонг-мьенской (языки
мяо-яо). Несмотря на свою многочисленность, языки этого региона принадлежат
к одному типу, что явилось следствием долгого соседства, и практически
во всех присутствует тон. В Лаосе говорят на языках всех четырех групп,
на плоскогорьях и в горах встречаются, как правило, разные языки — так,
например, хмонг распространен только в высокогорных районах.
Тайско-кадайские языки
В эту языковую семью вошли официальные языки двух стран — Таиланда (тайский)
и Лаоса (лаосский). Тайские языки предположительно возникли на юго-западе
Китая, и на них до сих пор говорят многие национальные меньшинства, проживающие
в этом ареале; больше всего носителей имеет чжуанский язык, обладающий
своей письменностью на основе латинской графики: около 13 млн. чел. (1982
год), у чжуан также есть свой автономный район в провинции Гуанси. Дун-шуйские
языки, распространенные в китайских провинциях Хунань и Гуйчжоу, сильнее
отличаются от тайского и лаосского языков, чем чжуанский язык. Языки ли
и бе являются исконными языками о. Хайнань, хотя впоследствии там поселились
народы, говорящие на китайском и на яо. Шанский язык — один из малых языков
Восточной Мьянмы, — также принадлежит к тайской языковой семье.
Раньше тайско-кадайские языки причислялись к сино-тибетской языковой
семье, поскольку они имеют много общих слов и фонетическую систему, сходную
с южными диалектами китайского языка, в частности, с кантонским диалектом.
Сейчас эти сходства принято рассматривать как результат многочисленных
заимствований и языкового переключения, в процессе которого носители тайско-кадайских
языков перешли на китайский, перенося при этом черты иностранного языка
на свой родной язык. Все языки тайско-кадайской семьи являются тоновыми:
в классическом тайском языке 5 тонов, в лаосском шесть, а в камо-шуйских
языках число тонов доходит до 15. Все языки принадлежат к SVO типу, но
в отличие от китайского, определения стоят после имени, как в словосочетании
phaasaa
thay,
"тайский язык" (слово
phaasaa
заимствовано из санскрита).
Тайская письменность, основанная на индийском письме, которым пользовались
для записи текстов на санскрите, имеет специальные значки для обозначения
тонов.
Языковое древо тайско-кадайской семьи. Языки этой группы имеют общую
лексику, а также сходную фонетическую систему с южными диалектами китайского
языка. Однако это не является результатом их генетического родства, но
происходит вследствие заимствований и переключения с одного языка на другой.
ГИПОТЕЗА АУСТРИЧЕСКОЙ СЕМЬИ ЯЗЫКОВ
Эта теория объединяет в одну макросемью все основные языковые семьи
Юго-Восточной Азии, за исключением сино-тибетских языков.
Включение в аустрическую макросемью аустроазиатских языков является
предметом ожесточенных споров среди приверженцев этой теории; основная
трудность заключается в том, чтобы отличать последствия языковых контактов
от генетического родства языков. Некоторые сопоставления сходных инфиксов
и корней дают нам следующие данные: там, где в австронезийских словах имеется
два слога, в мон-кхмерских языках сохранился первый слог, а в тайско-кадайских
второй: австронезийский Мон-кхмерский праязык праязык
*mata
"глаз"
*mdt
"глаз"
Хмонг-мьенские языки (мяо-яо)
Это языки национальных меньшинств Китая и Таиланда, которые долго находились
под гнетом языкового и национального большинства этих стран. Осталось не
более 5 млн. носителей этих языков, большей частью они живут в горных районах
южного Китая. Языки мао — самая многочисленная группа хмонг-мьенских языков
— встречаются главным образом в юго-западных китайских провинциях Гуйчжоу
и Гуанси, а также в соседних областях Вьетнама, Лаоса и Таиланда. Ареал
распространения языков яо — провинции Гуанси и Хунаунь, некоторые районы
Лаоса и Таиланда, небольшое число носителей живет на острове Хайнань.
Шэ, небольшие сообщества которых встречаются на побережье провинций
Фуцзянь и Гуандун, большей частью перешли на китайский: только несколько
общин на юго-востоке Гуандуна сохранили родной язык, используя для широкого
общения соседний диалект китайского языка хакка.
Постепенная "китаизация" этнических групп южного Китая происходит уже
на протяжении многих веков. Хмонг-мьенские языки — тональные языки SVO
типа, языки мяо по своему строю во многом близки тайско-кадайским языкам,
что свидетельствует либо об интенсивных языковых контактах, либо, согласно
аустрической гипотезе, об отдаленной родственной связи, существующей между
языками этих семей. Хмонг — это язык группы мяо, на котором говорят в Таиланде
и Камбодже. У него несколько систем письма, в том числе уникальное полуслоговое
письмо, которое, как говорят, явилось его изобретателю в божественном видении.
В последнее время носители языка хмонг, спасаясь от войн, ведущихся во
Вьетнаме и Лаосе, переселились в США, Австралию и Францию. Два основных
варианта языка — "зеленый" и "белый" названы по традиционным цветам женского
национального костюма.
Сино-тибетские языки Языки этой семьи распространены на территории Китая
и на большей части Юго-Восточной Азии. Число носителей этих языков превышает
1 миллиард — больше, чем у любой другой языковой семьи, за исключением
индоевропейской.
КЛАССИФИКАТОРЫ
I тайских языках, как в китайском и во многих языках Юго-Восточной Азии,
каждое существительное наделено классификатором, который указывает на класс
предметов или же на отличительные свойства предмета, который обозначает
данное имя существительное, например: (люди, кроме королевских особ и божеств)
(животные, кроме священных животных, таких как слоны) (острый предмет с
наконечником, например игла или меч) (например, удочка или плуг). Классификаторы
употребляются в тех случаях, когда речь идет о количестве предметов или
же о каких-либо качествах, присущих предметам, и этим они отчасти напоминают
артикли в европейских языках:
luuk s&am khon
ребенок три "человек"
"три ребенка"
ndk
tua
уау
птица "тело" большой "большая птица"
ЯЗЫКИ КИТАЯ
Китайские языки распространены на сей территории Китая, за исключе ием
самых северных и северозападных районов, которые заняты алтайскими языками,
а также горных районов на юго-западе Китая, где живут этнические меньшинства,
говорящие на тайских и мао-яо языках. Число носителей этих малых языков
постепенно уменьшается по мере того, как отдаленные регионы втягиваются
в общий поток культурной жизни Китая. Тем не менее малые языки наложили
свой отпечаток на местные варианты китайского языка, различия между которыми
так же велики, как различия между разными романскими или германскими языками
в Европе. На мандаринском наречии китайского языка говорит больше человек,
чем на любом другом языке мира — число его носителей приближается к миллиарду.
Кроме того, его понимают на большей части Китая, где он распространен в
качестве второго языка. Письменная форма китайского языка, также основанная
на мандаринском наречии, часто используется носителями других диалектов
и даже других языков, хотя при этом могут возникнуть некоторые трудности.
Например, иногда говорящим на китайском, чтобы написать свое имя, приходится
брать иероглифы наугад — ведь китайская система письма далеко не универсальна.
Традиционные китайские иероглифы, до сих пор использующиеся в Гонконге,
Макао и Тайване, в КНР были упрощены, иногда даже до неузнаваемости. Многие
диалекты имеют свои собственные дополнительные иероглифы: например, письменность
Гонконга насчитывает около 200 нестандартных иероглифов для передачи слов
кантонского диалекта. Следствием этого является то, что люди, говорящие
на мандаринском наречии, с трудом читают гонконгские газеты, и наоборот.
Различия в грамматике и словаре затрудняют общение между носителями различных
диалектов.
Уйгур, пасущий коров в пустыне Гоби.
Малая часть населения Китая является мусульманами.
Эта статуэтка семнадцатого века изображает китайского бога экзаменов,
стоящего на черепашьей голове. В руке он держит кисть, которой записывает
имена успешно прошедших испытание.
Уйгуры живут на северо-западе Китая, они исповедуют ислам и говорят
на тюркском языке. Их главный город, Кашгар, в древности был важнейшим
торговым пунктом на Великом Шелковом Пути.
ГИПОТЕЗА АУСТРИЧЕСКОЙ СЕМЬИ ЯЗЫКОВ
Эта теория объединяет в одну макросемью все основные языковые семьи
Юго-Восточной Азии, за исключением сино-тибетских языков. Включение в аустрическую
макросемью аустроазиатских языков является предметом ожесточенных споров
среди приверженцев этой теории; основная трудность заключается в том, чтобы
отличать последствия языковых контактов от генетического родства языков.
Некоторые сопоставления сходных инфиксов и корней дают нам следующие данные:
там, где в австронезийских словах имеется два слога, в мон-кхмерских языках
сохранился первый слог, а в тайско-кадайских второй:
Хмонг-мьенские языки (мяо-яо)
Это языки национальных меньшинств Китая и Таиланда, которые долго находились
под гнетом языкового и национального большинства этих стран. Осталось не
более 5 млн. носителей этих языков, большей частью они живут в горных районах
южного Китая. Языки мао — самая многочисленная группа хмонг-мьенских языков
— встречаются главным образом в юго-западных китайских провинциях Гуйчжоу
и Гуанси, а также в соседних областях Вьетнама, Лаоса и Таиланда. Ареал
распространения языков яо — провинции Гуанси и Хунаунь, некоторые районы
Лаоса и Таиланда, небольшое число носителей живет на острове Хайнань.
Шэ, небольшие сообщества которых встречаются на побережье провинций
Фуцзянь и Гуандун, большей частью перешли на китайский: только несколько
общин на юго-востоке Гуандуна сохранили родной язык, используя для широкого
общения соседний диалект китайского языка хакка.
Постепенная "китаизация" этнических групп южного Китая происходит уже
на протяжении многих веков. Хмонг-мьенские языки — тональные языки SVO
типа, языки мяо по своему строю во многом близки тайско-кадайским языкам,
что свидетельствует либо об интенсивных языковых контактах, либо, согласно
аустрической гипотезе, об отдаленной родственной связи, существующей между
языками этих семей. Хмонг — это язык группы мяо, на котором говорят в Таиланде
и Камбодже. У него несколько систем письма, в том числе уникальное полуслоговое
письмо, которое, как говорят, явилось его изобретателю в божественном видении.
В последнее время носители языка хмонг, спасаясь от войн, ведущихся во
Вьетнаме и Лаосе, переселились в США, Австралию и Францию. Два основных
варианта языка — "зеленый" и "белый" названы по традиционным цветам женского
национального костюма.
Сино-тибетские языки
Языки этой семьи распространены на территории Китая и на большей части
Юго-Восточной Азии. Число носителей этих языков превышает 1 миллиард —
больше, чем у любой другой языковой семьи, за исключением индоевропейской.
Набор разных кистей, красок, красителей и сургуча — это то, без чего
не может обойтись искусный китайский каллиграф.
Представительница одного из многочисленных народов Китая делает себе
прическу.
Новый Год в Китае не празднуется без драконов— символа счастья.
ЯЗЫКИ ТАЙВАНЯ
А втохтонные языки Тайваня принадлежат к австронезийской языковой семье;
на семи языках до сих пор говорят этнические меньшинства, живущие в центральных
горных районах и на восточном побережье острова. В семнадцатом веке на
остров пришли китайцы, говорящие на диалекте южный минь, который был распространен
в районе города Амой. Во время японской оккупации 1895-1946 гг. жителям
острова насильно навязывался японский язык. В 1950 г. после провозглашения
Китайской Народной Республики на Тайвань бежали сторонники свергнутого
правительства гоминьдана, спасаясь от коммунистического режима, насаждая
мандаринское наречие в качестве национального языка
(гоюй)
вместо
господствующего там диалекта минь
(таюй).
По мере стабилизации политического
климата, местный диалект отчасти обрел свой прежний статус, и сейчас "таюй"
можно услышать вместо мандаринского китайского языка по радио, на нем говорят
в кино и поются народные песни.
Одна из типичных тайваньских улиц в городе Гаосюн. За всю историю
нашествий на Тайвань жителям этого острова насильно навязывали три основных
языка: японский, китайский диалект минь и мандаринское наречие китайского
языка.
ХАЙНАНЬ
Большой тропический остров Хайнань, китайская провинция в Южно-Китайском
море, является родным домом для языков четырех различных языковых семей:
автохтонным языкам ли и бе, принадлежащим к тайско-кадайской семье; яо,
язык хмонгмьенской группы, носители которого предположительно были привезены
на остров, чтобы вытеснить ли; чамские языки, принадлежащие к австронезийским
языкам; и китайский язык. Местные диалекты — южный минь и юэ — по мере
развития острова уступают место мандаринскому наречию.
Кантонский — диалект южного портового города Кантон (Гуанчжоу) — распространен
на большей части провинций Гуандун и Гуанси, в Гонконге, Макао и среди
китайских общин Северной Америки и остальных стран мира. Большинство китайцев,
проживающих в Юго-Восточной Азии (в Таиланде, Вьетнаме, Малайзии, Сингапуре
и на Филиппинах), говорит на южных диалектах, таких как кантонский, хакка
и чжучжоу.
Строй китайского языка
Китайский язык — один из самых наглядных примеров языка изолирующего
типа. Одной из особенностей этого типа языков является то, что в них грамматические
категории передаются не при помощи окончаний слов, а выражены при помощи
самостоятельных слов, называющихся частицами. Так, поссе-Китай сивное значение
передается частицей
de,
как в словосочетании wo
de fаngzi
("мой
дом"); местоимение
wo
имеет одну и ту же форму, независимо от того,
означает оно "я", "мне" или "мой".
В этом диалекте система тонов относительно простая: в некоторых вариантах
китайского число тонов достигает восьми, и они могут меняться в зависимости
от положения слова в предложении.
Буддийский монастырь в городе Лхаса, Тибетский автономный округ,
Китай. В 1950 году Тибет бш захвачен китайскими коммунистами, и традиционные
религиозные организации попали под власть китайского государства. Сейчас
в мире живет около 4 миллионов говорящих на тибетском языке; этот язык
имеет письменность, восходящую к индийскому письму.
ГОНКОНГ
В Гонконге преобладает кантонский диалект, однако небольшие группы населения
говорят также на других диалектах китайского языка, в частности на Чжучжоу,
хакка и шанхайском. В последнее время растет число говорящих на мандаринском
наречии, что свидетельствует об укреплении связей Гонконга с Китаем, тогда
как английский язык продолжает использоваться в качестве языка образования
и международных торговых отношений. Двуязычное население смешивает элементы
китайского и английского языков, например, прибавляет к английским глаголам
кантонские суффиксы, указывающие на вид этих глаголов.
Тибето-бирманские языки
Тибето-бирманская ветвь сино-тибетских языков отделилась от китайской
ветви приблизительно 6000 лет назад. По своему размеру и временной глубине
эта ветвь, содержащая восемь-девять языковых групп и 250-300 языков, сравнима
только с индоевропейской языковой семьей, однако языки этой ветви не так
хорошо известны, как индоевропейские. На них говорят главным образом в
Китае, где 16 из них официально признаны малыми языками, в Мьянме, Бутане
и в северо-восточной части Индии. Многие являются тоновыми языками, как
китайский, но при этом имеют SOV порядок слов и иногда эргативный строй.
Основные языки этой ветви — тибетский и бирманский, на первом говорит
4 миллиона человек, на втором — 22 миллиона. Оба языка имеют письменность,
восходящую к индийскому письму, и обладают древней литературной традицией:
появление первых письменных памятников на тибетском языке относят к 600
г. н.э., на бирманском — 1100 г. н.э. Большинство остальных языков тибето-бирманской
группы имеют гораздо меньше носителей, наиболее важными являются неварский
язык в Непале, дзонг-кэ (бхотия) в Бутане и манипури в Индии.
Малые тибето-бирманские языки включают в себя группу языков и (лоло),
на которых говорит около 5 миллионов человек, живущих в высокогорных районах
Юго-Западного Китая и вдоль границы между Мьянмой и Таиландом; среди них
довольно хорошо изучены два языка — лису и лаху.
Языки каренской группы, распространенные среди этнических меньшинств
Восточной Мьянмы и прилежащих районов Таиланда, в отличие от большинства
тибето-бирманских языков имеют SVO порядок слов в предложении и предположительно
испытали влияние соседних тайских языков.
СИНГАПУР
ингапур представляет собой смесь различных культур, в нем официально
признаны четыре языка: малайский (австронезийская 'семья), тамильский (дравидийская
семья), английский и мандаринский. Большая часть китайского населения говорит
на различных китайских диалектах, в том числе на амойском, Чжучжоу, хайнаньском,
кантонском и хакка. Правительство пропагандирует мандаринский диалект в
качестве силы, объединяющей китайское население, тогда как английский язык
используется для межнационального общения, а также в образовательных и
деловых целях. Сингапурский вариант английского часто содержит малайские
и китайские элементы, например частицы в конце предложений: A: "One boy,
one girl... going to have some more?" ("Один мальчик, одна девочка... собираешься
заводить еще?") В: "No! I willing to stop lah! Family planning
lah!
No
poin[t] more kids lah, because we thin[k] of working ah, so we have not
time with the kids lah". ("Куда там! Пора остановиться! Контроль над рождаемостью!
Больше никаких детей, ведь мы собираемся работать, так что у нас нет времени
на детей").